скачать (формат MP4, 20.45M)
Скачать звук (MP3)
Код для вставки этого видео на другие сайты и блоги:
Russian
Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж
Посредник божественного откровения
(10 сентября 2009 года. Москва, Кисельный)
Существует формальная система проверок, чтобы все сходилось. Эта система в целом называется «садху, шастры, Гуру». В целом говоря, если какая-то, казалось бы, новая идея приходит к тебе, появляется у тебя, то лучше всего обратиться за консультацией по этому поводу к какому-то достоверному источнику — вайшнаву.
#00:01:14#
Если говорить о Шриле Гуру Махарадже, то некоторые духовные братья Шрилы Шридхара Махараджа иногда говорили ему: «То, что вы нам рассказываете, мы не можем найти этого. Мы не можем найти этого в трудах предшествующих ачарьев. Однако, тем не менее, эти вещи, которые вы рассказываете, полностью согласуются с тем, что мы слышали от наших учителей. Поэтому мы принимаем их».
#00:02:09#
Однажды была такая история, когда один из вайшнавов, Шридхар Свами, написал комментарий [к «Шримад-Бхагаватам»] и некоторые моменты в этом комментарии были сомнительны для других людей, [хотя они были] продвинутыми духовными людьми. Они представили это произведение, этот комментарий на суд божества, на суд Господа Шивы.
#00:02:33#
ахам̇ ведми ш́уко ветти вйа̄со ветти на ветти ва̄...
#00:02:49#
Тогда от Господа Шивы была явлена эта шлока: «Я знаю смысл „Шримад-Бхагаватам“, Шукадева Госвами знает смысл „Шримад-Бхагаватам“, а Вьяса может быть знает, может быть нет».
#00:03:13#
Это очень интересное утверждение, поскольку Вьяса — автор «Шримад-Бхагаватам», и о нем, об авторе, говорится, что подлинный смысл «Бхагаватам» он может быть знает, а может быть и нет.
#00:03:33#
О чем это говорит? О том, что в некоторых случаях, тот поток, который проходит через посредника, через агента, превышает его собственное понимание. Это нечто очень чудесное.
#00:03:52#
Махапрабху приводит Себя в качестве примера этого. Он рассказывает об этом в Своих наставлениях Санатане Госвами.
#00:04:31#
В предыдущем вопросе речь шла о том, как поддержать свежесть восприятия духовной жизни, поддерживать новый интерес. Так вот, Санатана Госвами тогда спросил Махапрабху: «Я слышал, что прежде, в разговоре с Сарвабхаумой Бхаттачарьей Ты дал восемнадцать новых и необычных комментариев, толкований атмарама-шлоки, знаменитой шлоки
из „Шримад-Бхагаватам“. Не мог бы Ты повторить их для меня?»
#00:05:05#
На что Махапрабху отвечал: «Ну, о чем ты говоришь? В том случае просто два безумца разговаривали между собой, и ты ожидаешь, что Я смогу воспроизвести тот разговор безумцев?» Иначе говоря, Он сказал: «Что-то Я не помню». «Но, — продолжал Он, — Я могу рассказать тебе что-то новое». И тогда Он дал шестьдесят разных значений [атмарама-шлоки], одно за другим, одно за другим.
#00:05:57#
Когда дело подходило уже к шестидесятому толкованию, отличному от других толкованию этой шлоки, тогда Санатана Госвами сказал: «То, что я услышал от Тебя, выходит за рамки возможного для любого человека», и он стал прославлять божественность Махапрабху.
#00:06:29#
На что Махапрабху отвечал: «Да что удивительного [в том], что Я могу извлечь шестьдесят толкований одной шлоки? Каждое слово „Бхагаватам“ бесконечно по своей природе. Что такое шестьдесят толкований [целого стиха]? Даже из одного слога „Шримад-Бхагаватам“ можно извлечь весь его бесконечный смысл».
#00:06:56#
«Более того, — продолжал Махапрабху, — в данном случае, поскольку у тебя есть потребность в этом божественном откровении, Божественное использует Меня в качестве инструмента откровения. То, что проходит, то божественное откровение, что проходит через Меня, для меня это что-то вроде бреда, Я не до конца осознаю это. Но, — говорил Он, — что Я знаю наверняка, это что Кришна хочет даровать тебе милость через Меня». Затем Он дал шестьдесят первое толкование.
#00:08:02#
Можно задаться вопросом: почему Сарвабхауме было рассказано восемнадцать различных толкований, а Санатане Госвами шестьдесят, шестьдесят одно? Потому что у Санатаны Госвами был больший голод, была большая духовная жажда, нужда, потребность в этом.
#00:08:24#
ван̃чито ’сми ван̃чито ’сми, ван̃чито ’сми на сам̇ш́айах̣
виш́вам̇ гаура-расе магнам̇, спарш́о ’пи мама на̄бхават
#00:08:51#
Прабодхананда Сарасвати Тхакур в «Чайтанья-чандрамрите» приводит следующие слова: «Я был обманут, был обманут, увы, я был обманут. Махапрабху даровал, затопил весь мир нектаром кришна-премы, а мне не досталось ни капли».
#00:09:16#
Гуру Махарадж говорит нам: «Подождите. Постойте. Я объясню вам эти утверждения. Слова столь великих преданных мы измеряем обратным методом».
#00:09:56#
Подобно тому, как в математике, чтобы проанализировать какие-то выражения, необходимо проанализировать обратную от них величину. Подобным же образом и здесь. Духовный метод анализа заключается в обратном, то есть речь идет о том, что у столь великих преданных настолько огромен аппетит, настолько велика жажда духовного, что даже огромного потока кришна-премы
для них недостаточно.
#00:10:42#
Сам Шрила Гуру Махарадж иногда рассказывает: «Когда ко мне приходит какое-то новое понимание, некие новые истины, которые я раньше нигде не слышал, то прежде всего я обращаюсь к священным писаниям, затем я обращаюсь к словам великих вайшнавов, великих святых, для того чтобы найти подтверждение этому [откровению]».
#00:11:07#
«Вообще говоря, — говорит он, — нам не следует быть излишне самоуверенными в собственном суждении».
Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Ананда Сундар Дас
↑
Ахам̇ ведми ш́уко ветти, вйа̄со ветти на ветти ва̄ / бхактйа̄ бха̄гаватам̇ гра̄хйам̇, на буддхйа̄ на ча т̣ӣкайа̄ — [Господь Шива сказал:] «Я, может быть, и знаю. Шукадева Госвами, сын Вьясадевы, может быть, и знает. Вьясадева, может быть, знает, а может быть, и не знает „Шримад-Бхагаватам“. Ясно одно: понять „Шримад-Бхагаватам“, безупречную пурану, можно только посредством служения в преданности. Ни материальный разум, ни философские рассуждения, ни вымышленные комментарии в этом не помогут» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 24.313).
↑
А̄тма̄ра̄ма̄ш́ ча мунайо, ниргрантха̄ апй урукраме / курвантй ахаитукӣм̇ бхактим, иттхам-бхӯта-гун̣о харих̣ — «Даже те мудрецы, что погрузились в блаженство духовной души и полностью свободны от оков умственных определений, также отдают себя без каких-либо условий служению Шри Кришне, чьи деяния чудесны и величественны. И это лишь одно из качеств Всевышнего, Господа Хари, Который очаровывает все мироздание» («Шримад-Бхагаватам», 1.7.10; стих приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 6.186; 17.140; 24.5; 25.159)).
↑
«Нет сомнения, я обманут, обманут, обманут! Шри Гауранга затопил любовью всю вселенную, но мне, увы, не досталось ни капли» (Шрила Прабодхананда Сарасвати. «Шри Чайтанья-чандрамрита», 48. Стих цитируется в «Шри Шри Прапанна-дживанамритам», 8.19).
Код для вставки
Скачать видео (формат FLV, 28.0 МБ) Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка
Код для вставки этого видео на другие сайты и блоги:
Russian
Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж
Посредник божественного откровения
(10 сентября 2009 года. Москва, Кисельный)
Существует формальная система проверок, чтобы все сходилось. Эта система в целом называется «садху, шастры, Гуру». В целом говоря, если какая-то, казалось бы, новая идея приходит к тебе, появляется у тебя, то лучше всего обратиться за консультацией по этому поводу к какому-то достоверному источнику — вайшнаву.
#00:01:14#
Если говорить о Шриле Гуру Махарадже, то некоторые духовные братья Шрилы Шридхара Махараджа иногда говорили ему: «То, что вы нам рассказываете, мы не можем найти этого. Мы не можем найти этого в трудах предшествующих ачарьев. Однако, тем не менее, эти вещи, которые вы рассказываете, полностью согласуются с тем, что мы слышали от наших учителей. Поэтому мы принимаем их».
#00:02:09#
Однажды была такая история, когда один из вайшнавов, Шридхар Свами, написал комментарий [к «Шримад-Бхагаватам»] и некоторые моменты в этом комментарии были сомнительны для других людей, [хотя они были] продвинутыми духовными людьми. Они представили это произведение, этот комментарий на суд божества, на суд Господа Шивы.
#00:02:33#
ахам̇ ведми ш́уко ветти вйа̄со ветти на ветти ва̄...[1]
#00:02:49#
Тогда от Господа Шивы была явлена эта шлока: «Я знаю смысл „Шримад-Бхагаватам“, Шукадева Госвами знает смысл „Шримад-Бхагаватам“, а Вьяса может быть знает, может быть нет».
#00:03:13#
Это очень интересное утверждение, поскольку Вьяса — автор «Шримад-Бхагаватам», и о нем, об авторе, говорится, что подлинный смысл «Бхагаватам» он может быть знает, а может быть и нет.
#00:03:33#
О чем это говорит? О том, что в некоторых случаях, тот поток, который проходит через посредника, через агента, превышает его собственное понимание. Это нечто очень чудесное.
#00:03:52#
Махапрабху приводит Себя в качестве примера этого. Он рассказывает об этом в Своих наставлениях Санатане Госвами.
#00:04:31#
В предыдущем вопросе речь шла о том, как поддержать свежесть восприятия духовной жизни, поддерживать новый интерес. Так вот, Санатана Госвами тогда спросил Махапрабху: «Я слышал, что прежде, в разговоре с Сарвабхаумой Бхаттачарьей Ты дал восемнадцать новых и необычных комментариев, толкований атмарама-шлоки, знаменитой шлоки
из „Шримад-Бхагаватам“[2]. Не мог бы Ты повторить их для меня?»
#00:05:05#
На что Махапрабху отвечал: «Ну, о чем ты говоришь? В том случае просто два безумца разговаривали между собой, и ты ожидаешь, что Я смогу воспроизвести тот разговор безумцев?» Иначе говоря, Он сказал: «Что-то Я не помню». «Но, — продолжал Он, — Я могу рассказать тебе что-то новое». И тогда Он дал шестьдесят разных значений [атмарама-шлоки], одно за другим, одно за другим.
#00:05:57#
Когда дело подходило уже к шестидесятому толкованию, отличному от других толкованию этой шлоки, тогда Санатана Госвами сказал: «То, что я услышал от Тебя, выходит за рамки возможного для любого человека», и он стал прославлять божественность Махапрабху.
#00:06:29#
На что Махапрабху отвечал: «Да что удивительного [в том], что Я могу извлечь шестьдесят толкований одной шлоки? Каждое слово „Бхагаватам“ бесконечно по своей природе. Что такое шестьдесят толкований [целого стиха]? Даже из одного слога „Шримад-Бхагаватам“ можно извлечь весь его бесконечный смысл».
#00:06:56#
«Более того, — продолжал Махапрабху, — в данном случае, поскольку у тебя есть потребность в этом божественном откровении, Божественное использует Меня в качестве инструмента откровения. То, что проходит, то божественное откровение, что проходит через Меня, для меня это что-то вроде бреда, Я не до конца осознаю это. Но, — говорил Он, — что Я знаю наверняка, это что Кришна хочет даровать тебе милость через Меня». Затем Он дал шестьдесят первое толкование.
#00:08:02#
Можно задаться вопросом: почему Сарвабхауме было рассказано восемнадцать различных толкований, а Санатане Госвами шестьдесят, шестьдесят одно? Потому что у Санатаны Госвами был больший голод, была большая духовная жажда, нужда, потребность в этом.
#00:08:24#
ван̃чито ’сми ван̃чито ’сми, ван̃чито ’сми на сам̇ш́айах̣
виш́вам̇ гаура-расе магнам̇, спарш́о ’пи мама на̄бхават[3]
#00:08:51#
Прабодхананда Сарасвати Тхакур в «Чайтанья-чандрамрите» приводит следующие слова: «Я был обманут, был обманут, увы, я был обманут. Махапрабху даровал, затопил весь мир нектаром кришна-премы, а мне не досталось ни капли».
#00:09:16#
Гуру Махарадж говорит нам: «Подождите. Постойте. Я объясню вам эти утверждения. Слова столь великих преданных мы измеряем обратным методом».
#00:09:56#
Подобно тому, как в математике, чтобы проанализировать какие-то выражения, необходимо проанализировать обратную от них величину. Подобным же образом и здесь. Духовный метод анализа заключается в обратном, то есть речь идет о том, что у столь великих преданных настолько огромен аппетит, настолько велика жажда духовного, что даже огромного потока кришна-премы
для них недостаточно.
#00:10:42#
Сам Шрила Гуру Махарадж иногда рассказывает: «Когда ко мне приходит какое-то новое понимание, некие новые истины, которые я раньше нигде не слышал, то прежде всего я обращаюсь к священным писаниям, затем я обращаюсь к словам великих вайшнавов, великих святых, для того чтобы найти подтверждение этому [откровению]».
#00:11:07#
«Вообще говоря, — говорит он, — нам не следует быть излишне самоуверенными в собственном суждении».
Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Ананда Сундар Дас
[1] Ахам̇ ведми ш́уко ветти, вйа̄со ветти на ветти ва̄ / бхактйа̄ бха̄гаватам̇ гра̄хйам̇, на буддхйа̄ на ча т̣ӣкайа̄ — [Господь Шива сказал:] «Я, может быть, и знаю. Шукадева Госвами, сын Вьясадевы, может быть, и знает. Вьясадева, может быть, знает, а может быть, и не знает „Шримад-Бхагаватам“. Ясно одно: понять „Шримад-Бхагаватам“, безупречную пурану, можно только посредством служения в преданности. Ни материальный разум, ни философские рассуждения, ни вымышленные комментарии в этом не помогут» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 24.313).
[2] А̄тма̄ра̄ма̄ш́ ча мунайо, ниргрантха̄ апй урукраме / курвантй ахаитукӣм̇ бхактим, иттхам-бхӯта-гун̣о харих̣ — «Даже те мудрецы, что погрузились в блаженство духовной души и полностью свободны от оков умственных определений, также отдают себя без каких-либо условий служению Шри Кришне, чьи деяния чудесны и величественны. И это лишь одно из качеств Всевышнего, Господа Хари, Который очаровывает все мироздание» («Шримад-Бхагаватам», 1.7.10; стих приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 6.186; 17.140; 24.5; 25.159)).
[3] «Нет сомнения, я обманут, обманут, обманут! Шри Гауранга затопил любовью всю вселенную, но мне, увы, не досталось ни капли» (Шрила Прабодхананда Сарасвати. «Шри Чайтанья-чандрамрита», 48. Стих цитируется в «Шри Шри Прапанна-дживанамритам», 8.19).